Памятник павших воинов при взятии Казани

К числу красивейших и оригинальных архитектурных сооружений Казани принадлежит памятник над братской могилой павших воинов в бою 1552 года. Памятник построен в начале XIX века в стиле классических увлечений, и основным мотивом для него послужили дорические формы.

Автором памятника был талантливый архитектор- гравер Н. Алферов, ученик Воронихина и Камерона. Памятник находится на левом берегу Казанки, вблизи Адмиралтейской слободы, красиво возвышаясь на небольшом холмике. Летопись Казанского края говорит, что при взятии русскими Казани Иоанн Грозный, прибыв с Волги к месту, занимаемому ныне памятником, укрепил свое знамя, устроив здесь остановку и отсюда, торжественно, с крестным ходом выступил в завоеванный город.

Все павшие воины при Взятии Казани были погребены в общей могиле на холме, и в поминовение их царь Иоанн велел соорудить тут же монастырь, который в грамотах величался "Русским кладбищем", но так как место было низким и находилось близ реки Казанки, которая ежегодно в весенние разливы затопляла водой почти весь холм, то монастырь перенесли на ближнюю крутую Зилантову гору и на месте могильного кургана построили часовню, в которой служили панихиды монахи Зилантова монастыря; могила же павших воинов стала называться "Убогим домом" и "вязком", так как вокруг нее росли вязы.

Почти 300 лет памятной на братской могиле была часовня и только в 1812 году, благодаря стараниям архимандрита Зилантова монастыря Амвросия, был поднят вопрос о сооружении монумента над могилой воинов. Первоначальный проект памятника, представленный г-ну Министру внутренних Дел, имел незатейливый вид и фасад его изображал колонну.

Несложность архитектурного проекта объяснялась тем/, что архимандрит Амвросий, собрав незначительную сумму на постройку памятника, не задавался планами грандиозного сооружения; но не деле вышло иначе: проект был поднесен на утверждение Государя император Александра первого, который нашел его скромным и по воле императора было поручено архитектору Алферову составить новый эскизно- памятника, а требуемую сумму на постройку монумента решено было собрать по подписке по всей России / при чем близкое участие в пожертвовании приняли члены Августейшей фамилии.

Общая сумма сбора дала 100.000 рублей/. Выполненный Алферовым план и фасад памятника был рассмотрен и удостоен Высочайшего одобрения, после чего приступлено к сооружению его. Большое усердие в устройстве памятника проявил Зилантов монастырь, представивший много строительных материалов. Наблюдение за постройкой памятника било возложено на Казанского губернского архитектора Шмидта. По своей форме памятник представляет усеченную 10 саженную пирамиду завершающуюся вверху золотым крестом.

С четырех сторон пирамиды имеются выступы в виде порталов. Средняя часть каждого портала опирается на две дорические колонии, при чем фронтон портала украшен лепным изображением Георгиевского креста с идущими от него лучами. Фриз портала в центре заполнен надписью " в память победы над татарами 1552 г., по бокам надписи имеются ампирные украшения, представляющие венки с перевитыми лентами.

С западной стороны памятника имеется широкая лестница. Внутри памятника помещается церковь во имя Нерукотворенного образа, под церковью находится склеп, в котором покоятся кости павших русских воинов при взятии Казани. По своей композиции памятник представляет оригинальное соединение египетского стиля с греческим и объясняется такое архитектурное сочетание как результат впечатлений Алферова; путешествовавшего по Египту и Греции в 1803 - I8I4 гг. Памятник был освящен в 1823 году 30 августа, но просуществовав семь лет, стал сильно ветшать от разлива весенней воды. В 1830 году были сделаны обновления памятника городским архитектором Пятницким.

Все здание было обведено кругом каменной стеной, предохраняющей строение от затечки воды; цокольный этаж памятника был залит цементом и сверху покрыт горячим маслом. Кроме того, пирамида была обшита железом, а порталы украшены лепными фигурами. Можно предполагать, что в первоначальном своем виде памятник не имел скульптурных украшений, и они принадлежат композиции архитектора Пятницкого. Вторичное освящение памятника состоялось 2-го октября I832 года. Большую работу проделал Пятницкий по реставрации памятника над братской могилой воинов, погибших при взятии Казани.

Со времени своего возведения памятник пришел в состояние сильного обветшания и в 1830 году Пятницкому предложено было восстановить сооружение, работы над которым и были им закончены 1832 году. В число основных ремонтных работ входили поправление купольного покрытия памятника, сводов над портиками, стен и сводов подземелья, а также приведение в порядок стены сооружения и полное переоформление интерьера памятника.

Имеются веские основания считать, что Пятницкий не ограничился только восстановлением разрушенного, но воспользовавшись коренной перекладкой верхнего свода вправил и пропорции массива памятника.

За справедливость такого предположения говорят ранние воспроизведения сооружения, на которых памятник представлен более вытянутым вверх, да и в известной живописной работе автора памятника Алферова, на которой изображен пирамидальный памятник, он имеет повышенный вид /Альбом вставки XXII археологического съезда в Харькове.

Пропорции памятника от снижения его высоты несомненно выиграли, вследствие чего становятся понятными слова составителя описания памятника, написавшего через год после окончания реставрационных работ, что памятник "не токмо сохранил прежнюю красоту формы. но и приобрел новую с наружной стороны изящность".

Следует к тому же упомянуть, что среди казанцев всегда было распространено мнение, что автором памятника является Пятницкий. Интерьер памятника в оформлении Пятницкого по общей своей композиции имеет несомненные черты схожести с внутренностью университетской церкви, но только с более резкой прорисовкой отдельных архитектурных элементов.

Парные каннелюрованные колонны с пилястрами на каждой стороне памятника получили более массивное и напряженное построение, карниз с модульонами и развитой архитрав придают антаблементу суровый характер и неразрывно сочетаются с мощью колонн, но вместе с тем разнятся от той мягкости и лиричности, которая наблюдается в интерьере университетской церкви. Необычно и по-новому выполнен и церковный иконостас памятника.

Здесь Пятницкий, придавая решающее значение архитектонике интерьера, иконостас запроектировал из отдельных частей в виде заполнения промежутков между колоннами, не закрывая их. Обращает внимание скромная орнаментация иконостаса, явно напоминающая народный прием украшения икон полотенцами.

Не нашли подходящего предложения?

Оставьте заявку и мы подберем тур именно для вас!

Например: Дата вылета, Страна, Курорт, Питание,
Количество человек, Категория отеля

Фотографии