Церкви

Тихвинская церковь

Расположена по адресу: г. Казань, Тукаевский пер., 4

В конце XVIII века построена ныне существующая каменная церковь во имя Чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. Ранее она  была построена в Забулачье уже во второй половине XVII века. К середине XIX века храм оказался внутри Татарской слободы и его приход был невелик. Известность и процветание к храму пришли после прославления храмовой иконы Тихвинской Божьей Матери. В 1859 году, во время пожара в Старо-Татарской слободе над храмом было видение образа Богоматери, и пожар прекратился. Это событие произвело огромное впечатление на жителей Казани. Икона стала одной из главных святынь города. Сейчас эта икона в Никольском кафедральном соборе. Средства, полученные от богомольцев, позволили в 1898-1900 гг. провести расширение и реконструкцию храма, в результате чего его архитектурный облик приобрел формы и декор, характерные для конца XIX века.

Храм был возвращен Казанской епархии в 1997 году и передан общине кряшен (которых до революции называли старокрещенными татарами). В настоящее время Тихвинская церковь является центром всех кряшенских приходов Татарстана. При храме действует воскресная школа, народный хор, проводится серьезная работа по переводу на кряшенское наречие тех книг Священного писания, которые не были переведены до революции. Кряшенская переводческая группа в своей работе следует системе Н.И. Ильминского. Переводческий проект осуществляется совместно Петербургским отделением Российского Библейского Общества. Богослужение в храме ведется в основном на кряшенском наречии. 

Церковь Ярославских чудотворцев

Расположена по адресу: г. Казань, ул. Ершова, 25

Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани - храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина  - Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском кладбище. Храм был построен в 1796 году.

В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен левый придел, посвященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода, и был приписан к Кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1918 года, когда после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению.

Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов было закрыто, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: - Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), - Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), -икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), - икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), - Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико.

С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел  статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная незакрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих - это одно из самых намоленных мест древнего города.

И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. Особо чтимые святыни храма: икона Божьей Матери Казанской, мощи святителя Гурия. Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в Х1Х-ХХ вв. Так, наиболее известны могилы: гениального русского геометра, автора неевклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856); архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851); ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского; известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908) (его захоронение находится в старообрядческой части Арского кладбища); мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др.

Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным. Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма. Так, за алтарем находятся погребения выдающихся церковных деятелей Казанского края: Архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (скончался 18.12.1952), бывшего Пражского епископа, почитавшегося святым еще при жизни, как за рубежом, так и в России. Удивительной судьбы архипастырь при жизни уже почитался как святой. До войны, будучи за рубежом, возглавлял Пражскую епархию, придерживался юрисдикции митрополита Евлогия. Благодаря личному обаянию и авторитету архиепископа Сергия православие в Чехии значительно окрепло, а многие русские эмигранты удержались от перехода в католичество. Сам владыка жил в Праге крайне скромно, в одной комнате на четвертом этаже. По четвергам устраивал "чай". Был весьма гостеприимен и хлебосолен: сам солил грибы, варил варенье, в гости ходил с большим мешком, куда помещал самовар и варенье собственного приготовления. Именно вокруг него сплотилась почти вся русская эмиграция в Праге.

Во время войны архиепископ Сергий спас многих, укрывая у себя бежавших из немецких концлагерей. Прибытие его в Казань в 1950 году было очень торжественным. Скромного, подчас стеснительного владыку народ встречал как святого: цветами устилая любимому архиерею дорогу, каждый приглашал его к себе в гости. Епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева), прибывшего на Казанскую кафедру после концлагеря с совершенно расстроенным здоровьем и вскоре скончавшегося. Иеросхимонаха Серафима (Кошурина), последнего из числа братии Седмиозерной пустыни, именно он спас от поругания мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери. У Никольского придела кладбищенского храма находится крест над могилой известного миссионера, просветителя и ученого, директора Казанского учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), много сделавшего для перевода Священного Писания на языки народов, населявших Российскую империю. Н.И.Ильминского уже при жизни именовали “апостолом казанских инородцев”. Его особенно почитают православные кряшены. Слева от церкви, у северного бокового входа находится надгробие в виде аналоя с евангелием. Это могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородцева) (1823-1968).

Среди других известных могил православного некрополя - могилы профессоров Казанской духовной академии. Так, на алее, прежде называвшейся “академической” (поскольку на ней хоронили почивших преподавателей Казанской духовной академии), погребен известный профессор, доктор богословия, историк и православный публицист Александр Федорович Гусев (ум.1914), автор сочинения “Основные религиозные начала графа Льва Толстого”. Полемике с дарвинизмом, материализмом, философией позитивизма, а также разбору взаимоотношения христианства, науки и философии были посвящены многочисленные статьи А.Ф. Гусева в журналах “Гражданин”, “Православное Обозрение”, “Православный Собеседник”, “Вера и разум”. Полемизировал он и со старокатоликами. Недалеко от могилы А.Ф. Гусева находится памятник над могилой известного филолога, исследователя истории русской словесности, профессора Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1899) , одного из деятельнейших участников научного описания библиотеки Соловецкого монастыря.

Порфирьев является автором трудов, не потерявших актуальности и поныне - “Истории русской словесности”, “Апокрифических сказаний о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки” и т.д. Рядом находится могила ученого-историка, богослова Ивана Петровича Гвоздева (ум. 1875). В другой части Арского кладбище находится могила выдающего казанского философа и богослова, профессора академии и университета Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937) , автора знаменитого исследования “Наука о человеке”, посвященного христианской антропологии.

 В 80-е годы Арское кладбище было закрыто для захоронений. Предполагалось в скором времени его снести, расширив парковую зону. Однако этого не произошло. В последние годы проводится целенаправленная деятельность по приведению Арского кладбища в порядок. 

Пятницкая церковь 
Расположена по адресу: г. Казань, ул. Б.Красная, 1

 В 30-е годы XVIII века на средства Ивана Афанасьевича Михляева (строителя Петропавловского собора) была построена ныне существующая церковь для рабочих известной сук

онной мануфактуры. Она была трехпрестольной, главный престол был освящен во имя Богоявления Господня (с 1831 г. - во имя Рождества Пресвятой Богородицы), правый - во имя трех Казанских святителей - Гурия, Германа и Варсофония, левый - во имя св. Параскевы Пятницы.

Однако за церковью и приходом закрепилось название «Пятницкий», вероятно, по названию первого несохранившегося храма и левого престола. Храм построен в стиле русского барокко. По сравнению с первоначальным обликом он довольно сильно изменился. В 30-е годы XIX века по проекту архитектора П.Г.Пятницкого был построен входной портик, в 1855 году разобран пришедший в ветхость левый придел и выстроен по новому проекту, что сделало храм асимметричным. Верующими очень почиталась икона св. мученицы Параскевы Пятницы (день памяти - 28 октября).

Священник Пятницкой церкви отец Федор Гидаспов расстрелянный чекистами 12 ноября 1918 года по обвинению «в антисоветской деятельности» ныне почитается верующими как новомученик. В 1937 году храм был закрыт и превращен в тюрьму НКВД, о чем сохранились воспоминания Евгении Гинзбург и Ибрагима Салахова. Впоследствии в тюрьме проводились массовые расстрелы. В 1950-е гг. снесена колокольня, а храм пришел в запустение В 1997 году храм возвращен православным верующим. Теперь в церкви действует православная чувашская община. 

Варваринская церковь 

Расположена по адресу: г. Казань, ул. К.Маркса, 67

Варваринская церковь была построена в конце XVIII века. На месте ее находился «казанского вице-губернатора Кудрявцева» загородный дом, из которого, по одному из преданий, в 1779-1780 гг. церковь и была перестроена.

На церковном антиминсе стояла дата - 1781 год. Однако, до революции в алтаре хранилось евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году. Варваринская церковь первоначально была построена как холодная (летняя, т.е. не отапливаемая) церковь.

Придельным теплым храмом являлся храм во имя Жен Мироносиц, в процессе перестроек превратившийся в придел Варваринской церкви. По преданию, церковь во имя святой великомученицы Варвары была сооружена для нужд Арского кладбища, но когда в 1795 году была построена кладбищенская церковь (во имя Ярославских чудотворцев), Варваринский храм стал самостоятельным приходским.

Причем, вплоть до 1818-1819 гг. кладбищенский храм являлся приписным к Варваринскому. Священники Варваринской церкви совершали требы в военном госпитале, приписанном к храму в богослужебном отношении. Варваринская церковь не сохранила в себе ничего старше XIX века из-за неоднократных перестроек.

Так, главный храм, созданный еще в традициях классицизма, за ветхостью был разобран и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Перестройка храма производилась на средства самого храма и на пожертвования граждан. Варваринская церковь в XIX веке находилась еще на окраине города, напротив Сибирской заставы, мост которой был построен в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова. На этом мосту встретились возвращавшийся из ссылки Бирон, которому Елизавета Петровна разрешили жить в Ярославле, и Миних, в свое время добившийся ссылки Бирона в Пилим, а ныне сам сосланный туда же. По этому мосту мимо Варваринской церкви в разное время проезжали (и бывали в ней): А.Н.Радищев (1790), А.И.Герцен (1835), Н.Г.Чернышевский (1864), В.Г.Короленко (1884).

В Варваринской церкви 2 февраля 1864 года венчались Николай Евгеньевич Баратынский, сын известного поэта Е.А.Баратынского, и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь знаменитого востоковеда. 25 апреля 1903 года в этой церкви был крещен Николай Заболоцкий, будущий поэт. На клиросе Варваринской церкви неоднократно пел подросток Федор Шаляпин. Последним настоятелем Варваринской церкви перед ее закрытием был в период с 1918 по 1930 год - протоиерей Николай Васильевич Петров, профессор Казанской духовной академии и Казанского университета (1914-1918), ректор недолго существовавшего Богословского института (1921-1923). В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов», где утверждалось, что Варваринский храм, находящийся вблизи сельскохозяйственного и педагогического институтов, посещают всего три-четыре старушки, и ставился вопрос о закрытии храма.

Статья послужила поводом для инициирования студенческих собраний в трех институтах с требованием закрыть храм. 16 января 1930 года решением Президиума ЦИК ТССР по представлению НКВД Варваринская церковь была закрыта, храм был передан под клуб рабочих трамвайного парка. Священник Николай Петров был арестован и сослан. В дальнейшем в храме был кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского технологического института. В конце 1994 года в результате настойчивых требований православных верующих храм был возвращен Православной Церкви.

В церковь были перенесены местночтимые святыни, сохранившиеся в церкви Ярославских чудотворцев - икона великомученицы Варвары (XVIII в.) и икона Жен Мироносиц. К 2000 году в храме проведены значительные реставрационные работы: восстановлены и позолочены купола, установлены кресты, в храме настлан мраморный пол, в трапезной части разобран ветхий потолок, грозивший обрушиться, и реконструирован новый. В настоящее время восстанавливается храмовый иконостас. Восстановление Варваринской церкви связано с именем настоятеля этого храма протоиерея Виталия Тимофеева, сумевшим привлечь к возрождению православной святыни влиятельных благотворителей. 

Воскресенская церковь

Сейчас дом носит номер 29 по улице Кремлевской.

Главный престол Воскресенской церкви существовал еще до 1671 года, когда был освящен храм во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня. Церковь же Воскресения Христова, была освящена в 1734г.

Местоположение этой церкви в древности определялось так: "в Солдатских слободах". Известно, что старая церковь была неоднократно истребляема пожарами. Так она горела в 1742, 1749 годах. В 1774 году она горела при пожаре, учиненном армией Пугачёва. В 1839г. под колокольней, на средства известного купца Л.Крупенникова, побывавшего в плену у Пугачева, была устроена церковь во имя Сергия Радонежского. Все иконы для иконостаса, священные сосуды, напрестольные кресты, Евангелие, ризницу и другие вещи Л.Крупенников лично привез из Москвы.

В ограде церкви был похоронен убитый Пугачёвым полковник Иван Родионов, богатые поместья которого были пожертвованы его супругой Анной Николаевной в казну, и они дали возможность основать Институт благородных девиц, получивший название "Родионовский". В 1857 году церковь во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня за ветхостью была разобрана и вновь построена на прежнем месте, но из-за недостатка средств не была доделана до 1874 года, дала трещины во всех стенах.

C 1876 по 1890 годы на этом месте по проекту архитектора барона Розена возводится огромный Воскресенский собор. При этом колокольня старой церкви сохраняется. 13 октября 1890г. собор освящается ректором духовной семинарии отцом Никанором. В мастерских Тюфилина и Спиридонова казанскими мастерами для собора был изготовлен иконостас из сосны и липы. Воскресенская церковь дала название главной улице дореволюционной Казани.

Улица Воскресенская до революции считалась "казанским Невским проспектом". В 30-е годы XX века, собор, стоявший на самой высокой точке улицы, видимый, практически, из любой части города, являвшийся украшением как улицы, так и города, был варварски уничтожен. В 1953 году на его месте по проекту архитектора А.Бикчентаева был построен корпус для Химического факультета КГУ. 

Не нашли подходящего предложения?

Оставьте заявку и мы подберем тур именно для вас!

Например: Дата вылета, Страна, Курорт, Питание,
Количество человек, Категория отеля

Фотографии