Елабуга - небольшой старинный город, уютно расположившийся среди лесов на правом берегу Камы, в 215 км к востоку от столицы Республики Татарстан, города Казани. Утопающий в зелени город с панорамой церквей, со старинными каменными особняками является уникальным образцом купеческой архитектуры XIX века, сохранившим до наших дней свой неповторимый облик и уникальный ландшафт.
История Елабуги уходит в глубину веков. Целая Эпоха в археологии получила свое название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII-Vвв. до Н.Э.
Таинственная башня Елабужского "Чертова" городища - свидетель бурных событий средневековья. Легенды, предания и исторические факты связывают с Елабугой великие имена от Темир-ак-сака и Ивана Грозного до Емельяна Пугачева и императрицы Екатерины II, по высочайшему указу которой в 1780 году село Трехсвятское преобразовывается в город Елабуга.
Природа окрестностей увековечена русским пейзажистом И.И. Шишкиным, память о котором хранит его дом, ныне музей. Дух прошлого витает и над музеем Н.А.Дуровой - легендарной "кавалерист-девицы", ординарца М.И.Кутузова, писательницы, прожившей в Елабуге более 30 лет.
Волею судьбы эта земля стала последним пристанищем известного русского поэта Марины Цветаевой.
Каждое имя, каждое местечко хранит в себе много известных и еще непрочитанных страниц истории.
История Елабуги
В начале XX века в городе Елабуга на реке Кама проживало 10 000 жителей, из них более 600 купцов, среди которых 12 миллионеров. Наиболее известная династия купцов Стахеевых имела торговый оборот около 150 000 000 рублей, поставляла хлеб в различные регионы России, а также в Англию, Германию Францию, Голландию, Бельгию.
История Елабуги своими корнями уходит в глубину веков. Целая эпоха в археологии получила хвое название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII - III вв. до н.э.
На основе комплексных археологических, исторических данных, учитывая частоту совпадения экспертных оценок хронологии датирующих находок из древнейшего слоя Елабужского городища и прилегающего посада, принимая во внимание заключения ведущих научных центров Российской Федерации ученый совет Института истории АН РT определил, что Елабуга возникла на рубеже X-XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005-1010 годам.
Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Болгарии в Среднее и Верхнее Прикамье ( к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII в. была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре - Болгаре (IX -XX вв.) и Болгаре (XIII - XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи. Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Алабугу в числе булгарских городов, существовавших в еще домонгольский период нашей истории. В IX-X столетии н. э. образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является «Елабужское городище» - остатки древнего булгарского города. Одна из башен старинной крепости, реставрированная в 1860-е годы, является местом паломничества верующих, гостей города, туристов.
В 1780 году был обнародован указ императрицы Екатерины II, по которому Елабуга была переименована из села Трехсвятского в уездный город Вятской губернии. Проживало в Елабуге в то время около 1000 жителей и было менее 400 домов. Расцвет города как архитектурного ансамбля приходится, на вторую половину XIX века. Большой пожар в августе 1850 года превратил в пепел более 500 деревянных домов; началось строительство каменных зданий, и ныне украшающих наш город. Улицы Набережная, Покровская, Казанская - это целый ряд интереснейших особняков, корпусов учебных заведений, магазинов. На этих улицах жили известные купцы.
Самыми деятельными и богатыми из них были Стахеевы. Их могущественный род опирался на огромные капиталы. Они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, собственные пароходства, заводы и фабрики. Весь хлебный рынок Прикамья был в их руках. Многомиллионная торговля велась с Англией, Францией, Германией и Голландией. Крупнейшие торговые дома «И.Г. Стахеев и сыновья», «Г.И. Стахеев и наследники» имели ежегодный оборот до 150 миллионов рублей.
Хорошо была поставлена торгово-закупочная деятельность и у купцов Гирбасовых. Торговый дом «ФЛ. Гирбасов с сыновьями» ежегодно закупал 510 тысяч пудов хлеба. Были у Гирбасовых и свои биржи. Хлеб продавали в Рыбинске, Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге.
Вторая половина XIX в. - период становления и расцвета династии купцов-промышленников Ушковых. Именно Ушковы явились основателями химических заводов в Прикамье. Первый химический завод был построен К. Я. Ушковым в Кокшане в 1850 г., как по разнообразию и размерам своего производства, так и по образцовой постановке дела он занял в 90-х годах едва ли не первое место среди всех русских химических заводов.
В документах переписи населения России царским чиновником в 1904 записано: «Граждане города славятся благотворительностью. Трудно указать другой уездный город, где бы благотворительность проявлялась в таких широких размерах как в Елабуге. Елабужское купечество, с исстари отличавшееся благотворительностью, строило на свои средства храмы как в городе, так и в других местах империи...» В Елабуге с 70-х гг. XIX века и до 1917 года существовал особый "Благотворительный граждан И.И. и Д.И. Стахеевых комитет", огромные средства которого направлялись исключительно на помощь людям.
Кроме стахеевского благотворительного комитета, на счетах которого в 1904 году было более 2 млн. рублей, существовал еще и созданный по аналогии комитет купца Чернова, также владевший значительными капиталами, на проценты от которых строились храмы в различных приходах.
Уездное и городское училища, Женская гимназия, Училище для слепых, Епархиальное женское училище, Александринский детский приют, Троицкая церковь и др. были выстроены на средства купцов. Именно благодаря купеческой благотворительности Елабуга была среди первых десяти городов России, которые установили электрическое освещение и водопровод.
Уникальная по целостности ландшафтно-пространственная организация города XIX века сочетается с большим количеством памятников истории и культуры. Проект регулярной планировки учитывал сложившиеся градостроительные параметры Елабуги, ее естественную «прикрепленность» к берегу реки Тоймы.
Внутренняя городская среда исторической части города благодаря относительно хорошей сохранности и единовременности формирования отличается редкой цельностью.
Город образует в основном прямоугольные кварталы, ограниченные согласно регулярному проекту XVIII века взаимно перпендикулярными улицами и обстроенные по периметру 2-3-х-этажными домами гражданской архитектуры. Единым центром такой планировки становилась площадь Спасской церкви. Кафедральный Собор во имя Спаса Нерукотворного образа - величественное сооружение о пяти главах и трех приделах с двухэтажной пристройкой для духовного правления был освящен в 1821 году. В росписях храма участвовали известные художники-академисты: И.А.Осокин, Братья Верещагины, Бруни. Самую главную святыню Собора составляла икона Нерукотворного образа Христа-Спасителя.
Рядом со Спасским Собором, на переднем плане изящной жемчужиной смотрится небольшая по размерам Часовня Александра Невского.
Казанско-Богородицкий женский монастырь выстроен в 1857-1868гг. на пожертвования купца 1-ой гильдии И.И.Стахеева. На территории монастыря действовало две церкви: церковь во имя Казанской Богоматери и в северном корпусе для монахинь больничная церковь святой великомученицы Варвары (1878г.). В 1927г. монастырь был закрыт, церковь Казанской Божьей матери разрушена, сохранились лишь фундаменты. С 1993г. началось возрождение монастыря.
Здание Епархиального женского училища, одна из городских доминант. Здание в стиле «вятского барокко» построено в 1903г. на средства Глафиры Федоровны Стахеевой, богатой елабужской купчихи, потомственной почетной гражданки. План и смета на постройку Епархиального училища были выполнены Вятским губернским инженером, классным художником, архитектором I-й степени И.А. Чарушиным. Из рода в род, из поколения в поколение передавались благотворительные традиции в Елабуге. Благотворительная деятельность формировала в городе атмосферу особой духовности, которая, в свою очередь, создавала условия для рождения или пробуждения в этой среде людей гениальных, верных своему Отечеству.
Елабуга сегодня
1955 г. в связи с открытием в Восточном Предкамье месторождений нефти открылась новая страница в истории города. Нефть дала мощный импульс развитию в регионе всех отраслей промышленности, изменила облик Елабуги.
В декабре 2000 г. решением представительства ЮНЕСКО в РФ Елабуга, как город культуры, науки, образования, развитой экономики, награжден дипломом и золотой медалью "Пальмовая ветвь мира".
Международный семинар «Федерализм, региональная политика и местное самоуправление», проходивший в феврале 2003 года в Елабуге, стал событием для Татарстана. Среди участников семинара был посол Великобритании в России Сэр Родерик Лайн.
В октябре 2003 года состоялось открытие памятника Д.И.Стахееву, известному писателю и предпринимателю.
Так же в 2003 году состоялось открытие памятника воинам-интернационалистам.
В конце августа 2004 года ко Дню нефтяника перед зданием ДК был разбит красивый фонтан с цветной подсветкой. В центре фонтана расположен монумент нефтяника, который раздвигает глыбы руками, освобождая фонтан нефти.
В 2005 году провели облагораживание "Шишкинских" прудов в связи с приближением знаменательной даты: 1000-е Елабуги.
Среди предпосылок и условий возрождения Елабуги в новых кризисных условиях ее историко-культурный потенциал является важнейшим фактором и своеобразным резервом, который, в конечном счете будет способствовать развитию экономики города.
Одна из традиций купеческого города - Спасская ярмарка.
Ежегодные ярмарки были настоящим праздником.
Спасская ярмарка проходила с 15 по 21 августа, в яблочный спас, она имела миллионные обороты. Здесь торговали мануфактурой, сукном, бакалеей, галантереей из Самары, Пензы, Казани, Астрахани, Нижнего Новгорода. Рядом вдоль дороги устанавливались карусели, лодки-качели, «колесо обозрения». Тут же ставили печь, где пекли и продавали пышки. На время ярмарки строились балаганы, через каждые 20-30 минут выходили артисты и зазывали зрителей на веселые представления. Недалеко располагался ресторан, где играл духовой оркестр.
Такой праздник состоялся в Елабуге в августе 2008 года - впервые через сто лет! И теперь ежегодно в третью пятницу-субботу-воскресенье августа в городе проходят Спасские ярмарки, где выставляют товар местные предприятия, приезжают мастера декоративно-прикладного искусства из разных городов России, с балаганами и представлениями, лотошниками и музыкой - в течение трех дней - развлечения и детям, и взрослым. В рамках Спасской ярмарки прошел Всероссийский фестиваль колокольного звона в Елабуге.
В августе 2009 года в дни проведения Всероссийской Спасской ярмарки у подножия башни Елабужского городища была открыта Лестница Тысячелетия. Она представляет собой целую рекреационную зону, с широкими, почти в метр шириной ступенями, со смотровыми площадками, выложенными природным камнем-бутом. 365 ступеней вверх, 1000 шагов - и вы в самом красивом месте Елабуги, на холме возле башни древнего Елабужского городища, над широкой Камой, над лугами и озерами.
Елабуга в лице Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника вошла в ряд республиканских программ: в Государственную программу по развитию культуры и Государственную программу по развитию туризма в Республике Татарстан.